Тема урока: «Путешествие в мир органических веществ»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества»; отработать умение работать в коллективе, отвечать за собственные поступки, научиться самоанализу; умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее состоятельность.
Ход урока.
Урок идет с использование компьютерной презентации. Класс разбивается на четыре группы. За каждое правильно выполненное задание группа набирает очки, которые идут в итоговый зачет по данной теме.
1 этап. Воспоминание.
Учащие вспоминают, какие кислородосодержащие органические вещества они изучили (спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры).
2 этап. Узнавание.
На следующем слайде учащиеся видят общие формулы четырех классов кислородосодержащих органических веществ (одноатомных спиртов, карбоновых кислот, альдегидов и сложных эфиров). Они должны определить для какого класса подходят данные формулы и объяснить свой выбор.
3 этап. Называние.
На слайде приведены сокращенные структурные формулы представителей четырех классов кислородосодержащих органических веществ. Учащиеся должны определить к какому классу относятся каждое из предложенных веществ и дать им название.
4 этап. «Кот в мешке»
В органическом синтезе много именных реакций. На данном этапе учащиеся должны вспомнить названия практически всех реакций органического синтеза. Этап проходит следующим образом. Учитель подходит к ученику в классе и он вытаскивает из мешочка полоску бумажки, на которой написаны названия реакций. Учащиеся должны объяснить, что это за реакция, и, если она идет в присутствии катализатора или других условий, указать их. Реакции могут быть следующие: гидрирования, дегидрирования, гидратации, дегидратации, реакция Кучерова, гидрогалогенирования, реакция «серебряного зеркала», реакция «медного зеркала», этерификации, гидрогалогенирования, полного окисления, восстановления.
5 этап. «Мозаика».
У учащихся на столах лежат конверты под названием «Мозаика». В конвертах находятся листочки с написанными на них углеводородными радикалами и функциональными группами. Учащиеся должны собрать структурные формулы представителей каждого класса кислородосодержащих соединений и назвать их.
6 этап. «Догони и угадай».
Учащиеся решают по одной цепочке превращений. В итоге они должны угадать каждое зашифрованное вещество.
7 этап. Контрольный тест.
После выполнения задания «Догони и угадай» учащиеся приступают к выполнению индивидуального теста по данной теме. В него входят 12 вопросов. На каждый вопрос дается четыре правильных ответа. По завершении работы над тестом учащиеся приступают к самоконтролю. На экран выводятся правильные ответы и критерии оценки теста. Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране и по критериям выставляют себе оценки за контрольный тест. Таким образом, на уроке учащиеся могут получить две оценки: за набранные баллы при прохождении этапов урока и за контрольный тест.
7 этап. «Угадай и докажи».
Применение и значение спиртов, карбоновых кислот и альдегидов.
На экран выводятся различные слова, связанные с данной темой. Например: крапива, муравей, самолет, вино, крем, уксус и т.д. Учащиеся должны рассказать, с каким из классов кислородосодержащий органических веществ оно связано и почему.
В конце урока подводятся итоги урока, подсчитываются баллы, выставляются оценки.
Домашнее задание: творческое задание – написать статью «О пользе…» - учащиеся выбирают о каком классе кислородосодержащих соединений они будут писать.
|